VudkA

Щука лучше ловится во время продолжительных оттепелей, окунь и судак - в ясные безветренные дни с небольшим морозом.

Преодоление водных преград

Аварийные, то есть не требующие применения специального снаряжения и опыта, способы водных переправ, конечно, не могут заменить принятые в туристской практике и используются только в исключительных случаях.

 

По кладям и мостам, не имеющим перил ограждения, первым должен пройти наиболее опытный турист. Его задача - проверить прочность клади, отметить опасные участки, протянуть верёвочные перила, организовать страховку остальных.

При переходе по узким, мокрым мосткам и кладям следует идти по возможности налегке, мелкими шажками, опираясь длинным шестом в дно или балансируя. Через узкие, глубокие реки можно переправится по лежащим поперек течения деревьям. Прочность закрепления ствола надо проверить «раскачиванием». Старайтесь идти по дереву, хватаясь за вертикально торчащие ветки. На голых стволах можно соорудить импровизированные перила. Простейшие представляют собой один или два длинных (можно связанных из нескольких частей) шеста, перекинутых от берега до берега и удерживаемых двумя туристами. Подобные перила стоит устраивать и на опасных участках мостов и кладей. Если устойчивость дерева вызывает сомнение, переправляться следует поодиночке, то есть один человек перебирается по стволу, другой не должен на него ступать.

Переходить реку по камням особенно часто случается в горных районах. Для этого надо отыскать место, где выступающие над поверхностью воды камни наиболее многочисленны, близко расположены друг к другу, не покрыты водорослями, мхом и имеют сухую поверхность. Иногда лучше «нарастить» недостающую часть моста, соорудив на мелководье несколько искусственных островков из больших камней, собранных на берегу. Перед началом переправы наиболее опытный  турист должен проверить устойчивость камней, перенести на другой берег часть груза. Неуверенным в себе участникам группы стоит переправляться налегке.

Возможна переправа по снежному или ледовому мосту. Перед переправой такой мост необходимо тщательно осмотреть с берега и воды, проверить его прочность, бросив в сомнительные места несколько камней. Опытный турист, прощупывая массу снега палкой-щупом, двигается первым. Его желательно страховать с помощью веревки, закрепленной на спине.

Переправа вброд считается безопасной при глубине 1 м, если скорость течения составляет 1 м/с, при 0,3 м, если скорость до 2м/с, и при 0,6 м, если скорость более 2 м/с. Скорость потока можно определить с помощью брошенной в воду щепочки и секундной стрелки часов или по характеру донного грунта. Илистое дно свойственно рекам со скоростью течения 0,1 - 0,25 м /с, песчаное - 0,25 - 0,5 м/с. Крупнозернистый песок обычно встречается на реках со скоростью течения 0,5 - 1,0 м/с, плотная глина, гравий - при течении 1,0 - 1,5 м/с, а галька и глыбы камней при течении более 1,5 м/с.

Переходить открытую воду надо в обуви, широкую одежду лучше снять, чтобы уменьшить сопротивление набегающему потоку. Если вода теплая, а переход мал, глубокий брод лучше пройти без одежды. Снятую одежду поместите под верхний клапан рюкзака или, связав в узел, держите над головой. Идти надо мелкими шажками, не торопясь, ощупывая дно ногами. В одиночку можно переправиться через реку навстречу течению, упираясь в дно крепким деревянным шестом.

Быструю реку переходят, перенося в руках, под водой, 15 - 25-килограммовый камень. Камень-утяжелитель должен иметь обтекаемую, например каплеобразную, форму. Двое переходят поток, повернувшись лицом друг к другу, положив вытянутые руки на плечи товарища.

"Квадратом" пересекают поток четыре человека, также повернувшись лицом друг к другу, положив руки на плечи.

"Таджикский способ": 3 - 5 человек переходят поток стенкой, обняв друг друга за плечи. Причем наиболее сильные и рослые туристы встают с краев.

Мелководные реки со слабосвязанным дном лучше переходить на четвереньках, лицом к набегающему потоку, упираясь носками ботинок в неровности на дне. Недопустимо переправляться через реку с ходу. Группе необходимо встать временным лагерем и провести тщательную разведку берегов реки в обе стороны. Лучше задержаться на несколько лишних часов или даже сутки, чем подвергать свою жизнь риску!

О близости брода свидетельствуют колеи дорог, отдельные отпечатки протекторов автомашин, тропа, уходящие в воду, «окна» в прибрежной растительности с обеих сторон реки.

Самые мелкие места находятся в самых широких местах реки, и наоборот - наибольшие глубины и скорости течения встречаются в сужениях русла. Кроме того, признаками мелководья могут служить широкие плесы с повышенной скоростью течения по всей ширине реки, места, где река разделяется островками на несколько рукавов, выступающие над водой камни, островки по всей ширине и водная растительность.

Днем, в тихую погоду, поверхность воды над мелкими местами - косами, перекатами, подводными осередками бывает более ровная и светлая, чем над глубокими, где она имеет волнистый вид и темный цвет. Мелкая рябь на поверхности воды указывает на мелководье. Обычно брод располагается не по прямой, а наискосок от берега к берегу.

Наименьший объем, а значит, глубина и напор воды, в горных реках и в равнинных весной наблюдается ночью и рано утром.

Наибольший - в середине и конце дня, что обусловлено интенсивным таянием ледников и снежного покрова.

Переходить поток лучше чуть ниже препятствия (камня, островка) или поворота реки, так как там ударная сила потока ослаблена.

Переправа вплавь. Для хорошо плавающего человека принято считать безопасной переправу вплавь через реку глубиной не более 60 метров и скоростью 1 м/с. Наиболее удобны глубокие участки реки с ровным течением.

Перед переправой следует бросить в воду крупную ветку, бревно, чтобы рассчитать возможный снос. На противоположном
берегу надо заметить удобный для высадки берег - пологий, но не заболоченый без нависшей над водой растительности
и пройти вверх по течению на расстояние, чуть превышающее предполагаемый снос.

Не пытайтесь плыть по прямой или противостоять потоку быстро утомитесь. Лучше всего переправиться через реку одному, наиболее опытному туристу и растянуть поперек течения веревку для остальных участников группы.

Для повышения запаса плавучести и перевоза вещей можно плыть, держась за импровизированный «плот», собранный из сухих жердин, вязанок тростника. Можно изготовить "воздушный мешок", завернув в кусок целого полиэтилена вязанку хвороста, сухое сено, лапник, спальный мешок. «Воздушный мешок» перед переправой опробуйте на мелководье. Собранный плот можно превратить в паром, привязав к нему веревку, концы которой перекинуть на оба берега.

При групповой переправе (вплавь, вброд, по кладям) ниже по течению необходимо организовать пункт перехвата сорвавшихся. Для этого запастись спасательным концом с деревянным поплавком, длинным шестом, «корабликом», теплой одеждой.

В любом случае надо помнить, что самый длительный обход опасного участка предпочтительней рискованной переправы!

Переправа по льду. Осенью лед безопасен при толщине 10 и более сантиметров. Зимой при толщине 4 - 5 см и температуре не выше минус 5 С и расстоянии между людьми не менее 5 метров. Лёд толщиной 7 - 9 см при той же температуре совершенно безопасен.

Идти по льду следует поодиночке. Первым налегке, прощупывая и простукивая лед палкой идет опытный турист со страховкой. Его задача определить безопасный путь для всей группы. При характерном треске разламываемого льда лучше вернуться назад. Если лед стал ломаться, следует быстро сбросить рюкзак, лечь на живот и попытаться выползти из опасной зоны, возвращаясь по собственным следам, При наличии лыж можно лечь на них грудью и ползти, отталкиваясь руками и ногами.

Наиболее тонок и опасен лед под сугробами, у обрывистых берегов, в местах впадения и вытекания из озер и рек, ручьев и речек, возле скал, вмороженных в лед коряг, в местах слияния нескольких потоков. В холодную погоду полынью, скрытую под снегом, можно распознать по характерному «парению». Все препятствия, торчащие во льду, следует обходить. В изгибах рек надо держаться подальше от обрывов - там течение быстрое, неспокойное, поэтому лед тоньше и промерзает неравномерно. Весной лед наиболее опасен на участках, заросших осокой, у затопленных кустов.

А.Ильичев

(3 голоса, среднее 5.00 из 5)